skip to Main Content

Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
"Школа - интернат № 5"

структурное подразделение

Региональный ресурсный центр
по организации комплексного сопровождения лиц
с расстройствами аутистического спектра
и тяжёлыми множественными нарушениями развития
dscn5943-770×470

Инициатива является формой общественной активности, которая приводит к развитию. Наталья Евтеева, член общественной палаты Хабаровского края, руководитель НКО «Реальная помощь» и мама аутичного сына Влада, организовала круглый стол, чтобы решить проблему развития ранней помощи детям. А ведь эта тема касается каждого, потому что развитие болезни можно предотвратить на ранних этапах. Как это пытаются сделать специалисты региона?

Работа коллег на результат

В региональном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжёлыми и множественными нарушениями развития (РАС и ТМНР – прим.авт.) состоялся круглый стол на тему «Пути развития ранней помощи в Хабаровском крае. Обмен опытом». Представители общественных организаций, специалисты и преподаватели из этой сферы обсудили тему со всех сторон в течение трёх часов. Повод встретиться – реализация проекта ранней помощи детям с рисками развития РАС и ТМНР. Он был поддержан правительством края в 2018 году.

Диагноз аутизм ребёнку не могут поставить до тех пор, пока ему не исполнится три года. При этом сама ранняя помощь в комплексном подходе к проблеме крайне необходима до трёх лет. Центров, специалистов и программ море, куда пойти родителям?

– Мы намеренно не пригласили сегодня представителей различных ведомств. Я посчитала, что будет правильным, если мы с вами познакомимся, представим свои практики, выработаем общие предложения для обсуждения этой темы на высоком уровне, – выступила с приветственным словом Наталья Евтеева.

Марина Закирова, начальник методического отдела центра, провела 40-минутную экскурсию по двухэтажному зданию, показав все помещения, рассказав о программах и детях, которые здесь обучаются. Цель центра не только обучение детей и родителей, но и специалистов для распространения опыта.

Что хорошо ребёнку

В городе дипломированных педагогов-психологов, которые работают по программам ранней помощи с особенными детьми, можно пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому слова Евгении Статиной были особенно ценны с точки зрения опыта. Но начала она не с перечисления программ и услуг центра, а со знакомства со своими учениками.

– Это наш Кирюшка с синдромом Лоу. Они пришли к нам с мамой в 2013 году. Мама находилась в тяжёлом депрессивном состоянии, от этого очень сильно страдал ребёнок. После наших занятий Кирилл показал рост в  развитии, и мама раскрылась. Она занималась в школе для родителей, прошла семинары и тренинги с нашими специалистами и у неё открылся талант швеи.

Многие знают бренд «Игрушки от Кирюшки». Мама делает игрушки и вещи для младенцев. Это показательный вариант, когда вслед за семьей вперёд в развитии пошёл и ребёнок. Кирилл учится в школе для слабовидящих, посещает центр раз в неделю и не пропускает наши праздники, – рассказала Евгения Юрьевна

dscn5965

Специалисты центра используют различные диагностические тесты, которые помогают определить стадию развития ребёнка. При этом Евгения Статина отмечает, что наблюдение и взаимодействие с учеником дает гораздо больше понимания о нём, чем различные опросники.

На основе полученных данных специалистами разрабатывается индивидуальная программа ранней помощи, которую нужно выполнять всё время, везде, где ребёнок находится.

Качественное выполнение программы может предупредить развитие вторичных или третичных нарушений, сделать их проявления не очевидными и создать благоприятную основу для воспитания и обучения ребёнка, его социальной адаптации, всего жизненного развития.

По программе ранней помощи детям занимаются 15 семей, где самому младшему ребёнку один год и семь месяцев, а самому старшему три года. Всего в Центре для детей с РАС и ТМНР на учёте стоит 600 детей.

Риск – это ещё не болезнь

С докладами выступили Лариса Дубовицкая, учитель-дефектолог «Дома ребёнка», которая рассказала об успешном опыте ранней помощи, по результатам которой  большинство детей берут в семьи.

Анастасия Краснослободцева, директор АНО «Особенное детство», говорила об обязательном включении в команду специалистов физического терапевта, эрготерапевта и педиатра развития.

dscn5845

Интерес вызвал доклад Дмитрия И, невролога и начальника сектора ранней помощи и мониторинга здоровья сбережения обучающихся из Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи. Он считает, что внимание нужно уделять и тем детям, кому не был поставлен диагноз. Служба ранней помощи должна заниматься детьми с риском развития таких заболеваний как РАС и ТМНР.

– Мы пытаемся проводить скрининг с помощью M-CНАТ (тест на первые признаки аутизма у ребёнка – прим.авт.), чтобы посмотреть сколько детей подвержены риску развитию болезни аутистического спектра. Самое главное, что риск – это ещё не болезнь, мы можем его минимизировать, – сказал на встрече Дмитрий И.

В центре психологии скоро появится экспресс-оценка ADOS аутистических проявлений. Специалисты пройдут тренинг в Москве, а затем поделятся опытом с желающими освоить новинку.

Центр помощи детям с ТМНР и РАС — ул. Суворова, 1-А, лит.Б.
Телефон: +7 924 103 18 15.
Email: evteeva21@mail.ru.
Сайт центра – www.ras-khv.ru

dscn6058

Решение для всего края

В регионе проблема с развитием ранней помощи детям стоит ещё более остро, чем в городе. Ольга Ерёмина, дефектолог школы-интерната №9 района имени Лазо, рассказала, что многие родители боятся говорить открыто о проблемах своих детей с нарушениями развития и, пока возможно, прячут их дома.

– Мы с командой пытаемся помочь и, отработав год, понимаем, что занимались по большей части социализацией детей. Первый опыт оказался положительным, в начале учебного года школа откроет кабинет ранней помощи для детей от нуля до трёх лет при поддержке министерства образования и науки края, – сказала Ольга Ерёмина.

Решение круглого стола озвучила Светлана Чебарыкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Педагогического института ТОГУ. Она очертила круг проблем, с которыми сталкиваются специалисты, организующие службу ранней помощи в учреждениях различного типа.

Одна из них – резко возрастающее, граничащее с эпидемией, число детей, попадающих в категорию РАС. Существующие приёмы и способы распознавания РАС разработаны на основе диагностических критериев МКБ-10 (международная классификация болезней – прим.авт.) нуждаются в пересмотре.

Другая проблема – условность границы трёх лет для детей с РАС и ТМНР. Потому что, переступая трёхлетний рубеж, у детей фактически не меняется уровень психофизического развития.

Вместе с Натальей Евтеевой она подчеркнула значение опыта, который получен в условиях Хабаровского края. Он учитывает специфику нашего региона – его удалённость от центральных районов России, суровые климатические и суровые социально-экономические условия проживания и отсутствие фундаментальных и прикладных исследований о РАС и ТМНР.

dscn5846

Новое методическое сопровождение

В ходе подведения итогов круглого стола участники сформулировали предложение – совместно разработать методическое пособие и представить его научно-профессиональному сообществу. Она может называться Хабаровской моделью организации службы ранней помощи.

Методичка не будет категоричной, а включит в себя инвариантную часть, основанную на успешных отечественных и зарубежных практиках. И туда же войдёт вариативная часть, отражающая специфику детского заболевания с незначительными отклонениями от нормального онтогенеза, с высоким риском развития РАС и пограничных состояний.

Раннее вмешательство чаще не носит быстрый и своевременный характер, поэтому от работы коллег зависит качество жизни детей. Пожелаем удачи и будем наблюдать за ситуацией!

Источник: https://habinfo.ru/rannyaya-pomosch-2/

Back To Top