skip to Main Content

Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
"Школа - интернат № 5"

структурное подразделение

Региональный ресурсный центр
по организации комплексного сопровождения лиц
с расстройствами аутистического спектра
и тяжёлыми множественными нарушениями развития
img_9581-770×470

Ответ на этот вопрос пытаются найти в краевом ресурсном центре, специалисты которого особое внимание уделяют работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), в том числе с теми, у кого нарушения аутистического спектра.

В этот центр большинство ребят приходят, как к себе домой, потому что здесь комфортно, просто и доступно. А надо сделать и понятно, решили специалисты некоммерческой организации «Реальная помощь» и разработали проект «Незаурядные дети», который получил грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Научился сам — научи других

— Среди наших подопечных очень много неговорящих ребят, и в рамках проекта мы решили расширить их коммуникативные возможности, внедрив альтернативные средства общения, — разъяснил руководитель диагностико-коррекционного отдела Регионального ресурсного центра, куратор проекта Константин Ким. — Проблема таких детей в том, что у них различные поражения головного мозга, при которых нарушены отделы, отвечающие за речь, и поэтому они не говорят или делают это очень плохо. Но слух у них сохранен, и нам важно развить понимание того, что они слышат.

В рамках гранта специалисты планируют изготовить не менее 70 альбомов для альтернативной коммуникации. На первый взгляд там все просто: на каждой странице подобраны картинки на определенную тему. Выбирая картинку или переставляя ее с места на место, ребенок сможет сообщить о своих желаниях, трудностях, тревогах, ответить на вопросы и прочее. Себестоимость самого альбома-коммуникатора невысока, так как в организации взялись изготавливать их сами. А плюс в том, что наполнение может зависеть от возраста ребенка, его особенностей и потребностей. Специалисты консультируются с родителями, педагогами, определяя, что нужно каждому из детей.

— Но первое впечатление обманчиво, дело в том, что надо знать технологию работы, то, как общаться посредством такого альбома, иначе он не пойдет на пользу ребенку и не станет способствовать его развитию, — добавляет Константин. — Поэтому в рамках нашего проекта запланировано обучение родителей, а также специалистов, работающих с особенными детьми в других территориях края. Для первых разработана пятинедельная программа, которая поможет овладеть технологией, для специалистов из коррекционных учреждений курс лекций. Правда, формат их проведения — очный или онлайн — зависит от эпидемиологической ситуации.

Окно в мир

Также по проекту приобретено специальное оборудование, в том числе клавиатура для детей с нарушением зрения или мелкой моторики. Клавиши на ней крупнее, чем на обычной, да еще и разных цветов, при этом ход у них более плавный.

— Согласитесь, что компьютер сегодня важная составляющая жизни, а для наших подопечных необходимая, — уточняет Константин. — Многие из них в силу своих особенностей практически не выходят из дома, и компьютер для них — это окно в мир. С его помощью они общаются, путешествуют, получают необходимую информацию. По этой причине мы и обучаем их работе на компьютере. К тому же для кого-то печатная речь — единственный способ говорить.

Еще одно достаточно дорогое техническое приспособление, приобретенное на средства гранта, очень похоже на альбом с картинками (принцип то же), но это электронный прибор — коммуникатор с голосовым сопровождением. Он удобен не только для общения в привычной среде, но и поможет ребенку, оказавшемуся в непривычной обстановке, объяснить окружающим, кто он и что ему надо.

Учимся жить сами

В центре уже начали обучать отдельных подопечных с помощью новых альтернативных средств коммуникации и замечают определенный прогресс.

Найти альтернативные средства коммуникации и обучить им особенных детей, стремиться не только для того, чтобы сегодня эти ребятам могли заниматься, общаться, отдыхать. Это необходимо для их социализации и дальнейшей самостоятельной жизни. С этой же целью организация «Реальная помощь» оборудовала учебно-тренировочную квартиру.

— Идея создания такой квартиры появилась давно, но реализовать ее удалось только сегодня благодаря поддержке мэра Хабаровска Сергея Кравчука, который выделил помещение на первом этаже панельной пятиэтажки, — вступает в разговор руководитель АНО «Хабаровская инвалидная организация «Реальная помощь» Наталья Евтеева. — Своими силами и при поддержке Фонда Президентских грантов мы ее отремонтировали, оснастили бытовой техникой и уже начали работу. Пока наши повзрослевшие подопечные находятся там в течение дня. Они сами под присмотром наставника готовят еду, стирают белье, убирают квартиру, ходят в магазин за продуктами. С сентября начнем программу с ночевкой, после которой они, как и все взрослые, будут отправляться на работу, но опять же в сопровождении тьютора. Альтернативные средства коммуникации пригодятся и этим ребятам, например, при походе в магазин или в общении с соседями. Мы считаем, что наши подопечные должны стать равноправными членами общества, и стараемся им в этом помочь. В рамках гранта также будет создана учебно-тренировочная квартира на базе центра помощи детям ТМНР — школы-интерната № 3 в Северном микрорайоне. Тем самым мы хотим охватить методической помощью город с двух сторон, это удобно и семьям, и специалистам.

Источник: https://khab-vesti.ru/news/temy_nomera/prosto_dostupno_ponyatno/

Back To Top