skip to Main Content

Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
"Школа - интернат № 5"

структурное подразделение

Региональный ресурсный центр
по организации комплексного сопровождения лиц
с расстройствами аутистического спектра
и тяжёлыми множественными нарушениями развития
img_9581-770×470

Представьте себе двух иностранцев, которые не понимают друг друга. Чтобы общаться им понадобятся переводчики, жесты и смартфоны. А теперь представьте, что «иностранцы» – это дети с аутизмом и множественными нарушениями в развитии. Раньше они использовали подручные средства общения, а теперь благодаря гранту, им закупили современное оборудование. И в региональном ресурсном центре для особенных детей упростят способы общения.

Миллион на мечту

Порой особенные дети для своих родителей, как иностранцы. Одним хватает знаний, чтобы наладить процесс общения и понимания, а другие только ищут способы. В западных регионах страны уже пользуются специальной техникой для облегченного понимания детей, у которых есть ментальные, речевые и зрительные нарушения в развитии. Но теперь в Хабаровске благодаря некоммерческой организации «Реальная помощь» эту технологию изучат на Дальнем Востоке. Проект «Незаурядные дети» выиграл грант в Фонде поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на сумму 1 млн 198 тысяч рублей. И с апреля по май будущего года специалисты регионального ресурсного центра на ул. Суворова, 1А, лит. Б будут работать с детьми, родителями и специалистами по технологии развивающего ухода и дополнительных средств общения дома и в школе. На средства гранта были куплены коммуникаторы из Москвы, специальные большие клавиатуры, ноутбук, два многофункциональных устройства, два персональных компьютера, материалы для создания пособий и стройматериалы для стендов. В грант также заложены зарплаты специалистов и выпуск пособий.

Проект поддержали министерство образования и науки края, местные некоммерческие организации и социальные предприниматели. Энергия, полученная в результате консолидации всех ресурсов, уже приносит свои плоды.+ О значении проекта рассказали Константин Ким, начальник консультативно-диагностического отдела в региональном ресурсном центре и Наталья Евтеева, руководитель центра и НКО «Реальная помощь»

Константин Ким

Эволюция и революция методов

– Этот проект является зерном коррекционной работы с детьми, у которых аутизм и тяжёлые ментальные нарушения развития, – говорит Наталья Евтеева. – Проект является базисом работы для специалистов центра.

Константин Ким объясняет, что занятия с детьми, у которых диагноз ДЦП, показывают, насколько они хотят общаться, но не знают как. Их эмоциональное состояние – постоянное напряжение. Посмотрим на примере.

В кабинете Константина обучаются 23 ребёнка с разным уровнем ДЦП, начиная с раннего возраста (три года) и заканчивая подростковым (15-16 лет). Из этих детей речью владеют только три человека. И то, отмечает специалист, они говорят не развернуто и упрощённо. Поэтому коммуникаторы в центре очень ждали.

– Альтернативные средства коммуникации и развивающий уход – это не просто методы работы с детьми, это принципы, повсеместное использование которых только формируется на Дальнем Востоке. Специалисты и родители обязательно должны работать в партнёрстве и сотрудничестве.

В плане занятий с детьми в центре – это будет эволюция. Для нас это более эффективное использование уже известных технологий. А что касается развивающего ухода дома, то это будет революция. Потому что редко какой родитель, в силу отсутствия специальных знаний, знает, например, как организовать комнату в домашних условиях, чтобы она развивала, – говорит Константин.

– Есть три среды – стрессогенная. Например, когда ребёнок не может достать игрушку с полки. В такой среде он будет эмоционально страдать и откатываться назад в развитии. Второй вид среды – комфортный, ребёнок в ней отдыхает, восстанавливается. Но большой минус её в том, что она не развивает ребёнка, нет мини-вызовов, чтобы он мог освоить какой-либо навык. Третий вид среды – развивающая. Это компромисс, когда ребёнку комфортно, он всё видит, до всего может дотянуться, но для этого ему нужно сделать усилие. А усилие даёт толчок к развитию, – объясняет нам Константин Ким.

И таким посильным усилием, в целом, станут специальные электронные средства – коммуникаторы, альбомы и стенды. С их помощью дети будут говорить взрослым обо всём, что хотят. Ведь самое сложное видеть в глазах ребёнка, что он хочет что-то сказать, но не знает, как это сделать или не может попросить то, что ему действительно нужно.

Инновации и любовь

Константин показывает клавиатуру, которая в полтора раза больше привычной. Она предназначена для детей, у которых есть проблема со зрением и мелкой моторикой. Ею смогут пользоваться школьники, которые знают буквы и принцип работы клавиатуры. Цвета клавиш подобраны на контрасте: зелёные – буквы, красные – цифры, синие – вспомогательные.

Коммуникаторы представляют собой легкие по весу планшеты с кнопками и окошечками для карточек. Взрослый записывает свой голос, а потом вставляет нужную по смыслу карточку, ребёнок, нажимая на карточку, слышит слово и понимает, что это оно означает. Коммуникатор объясняет взаимосвязь голоса и картинки.

– Это не просто сказать, что тебе нужно, это ещё и вопрос о социализации. Дети смогут дружить и общаться между собой, несмотря на степень нарушений. Ведь речь отвечает за многие сферы жизни, – дополняет Константин Ким.

Другими методами общения и взаимопонимания будут альбомы с карточками PECS. По словам Натальи Евтеевой, их будет семь видов различной комплектации для детей разного возраста. Константин показывает нам два вида альбома одного комплекта.

Один – основной, в который входит около 150 карточек на липучках. Картинки подбираются так, чтобы это был понятный образ для ребёнка. Если на протяжении всей жизни он любит одну марку мороженого, то именно этот рисунок и нужно поместить на карточку с надписью «Мороженое», а никакой другой.

В этом и состоит кропотливость труда специалистов и родителей – вырезается карточка, печатается картинка, ламинируется, крепится сзади лента велькро. Вручную для каждого из 50 детей по проекту надо изготовить около 150 карточек. А для развёрнутого диалога с особенным ребёнком карточек потребуется гораздо больше.

Второй вид альбома – он меньшего формата – карточки для ежедневного использования. В нём дети составляют подробное расписание дел на текущий день. Расписание представляет собой набор последовательно расположенных карточек, написанных слов или предметов. Каждый из пунктов расписания обозначает для ребёнка определённый вид деятельности в течение дня (умывание, обед, учебное занятие и т.д.). Так называемый «Список дел» может быть расположен на полках или на шкафу (сверху-вниз, слева-направо). В школе карточки крепят на стенды из ковролина (их тоже будут изготавливать в рамках проекта).

Но занятия не заканчиваются после школы, для организации развивающей среды дома дубликаты карточек с надписями из альбома будут развешаны в квартире у ребёнка. Всё это делается, чтобы он мог заниматься не только в школе, но и с родителями.

– В результате мы хотим добиться, чтобы дети находились в развивающей среде все 24 часа в сутки. Всё делается ради того, чтобы дети вышли на максимально возможный уровень самостоятельности. Раскрытие потенциала ребёнка также послужит вдохновляющим примером для родителей, которые ещё не применяли технологии альтернативной дополнительной коммуникации (АДК) и развивающего ухода со своими детьми. Развиваясь, ребёнок будет всё больше открываться как личность, взаимодействие и общение с которым будет приносить настоящую радость, – говорит Наталья Евтеева.

Трансляция методов

Полученный опыт общения «специалист-ребёнок-родители» будет передан другим специалистам в крае. Хотя Константин не отрицает и обмен опытом: «У многих коллег творческое начало очень развито, поэтому они дефицит инновационных ресурсов восполняют нестандартным творческим подходом к работе».

Пока проект проходит без занятий с детьми, до тех пор, пока не будут сняты ограничительные меры. Сейчас специалисты проводят индивидуальную диагностику детей  с соблюдением всех мер охраны здоровья, и разрабатывают индивидуальные пособия. Они печатаются в учебной трудовой мастерской «Полиграфия». К изготовлению альбомов привлекаются совершеннолетние воспитанники регионального ресурсного центра.

Наталья Евтеева уверена, что после завершения проект заживёт новой жизнью. Запрос на овладение технологиями АДК и развивающего ухода будет только расти. Будут поступать заказы на изготовление пособий, тем самым будет поддерживаться трудовая занятость взрослых инвалидов с аутизмом и тяжёлыми нарушениями развития. А помогать в этом будут постоянные друзья центра – ИП, НКО, крупные и средние предприятия и другие благотворители. Ведь в основу проекта заложена крепкая и плодородная почва – доверие и любовь.

Прочитать о новом опыте сопровождаемого проживания для особенных взрослых, старше 18 лет, можно по ссылке.

Источник: https://habinfo.ru/osobennye-deti/

Back To Top