skip to Main Content

Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
"Школа - интернат № 5"

структурное подразделение

Региональный ресурсный центр
по организации комплексного сопровождения лиц
с расстройствами аутистического спектра
и тяжёлыми множественными нарушениями развития
dscn5911-770×470

Региональный ресурсный центр комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжёлыми множественными нарушениями развития (РАС и ТМНР – Авт.) работает в Хабаровске уже почти два года. За это время специалисты успели навести в стенах не просто порядок, а нагрузить учебой детей в возрасте до 18 лет и старше.

Недавно для участников круглого стола по вопросам оказания ранней помощи провели экскурсию по центру, показав те места, которые уже отремонтированы или только готовятся к обновлению. В сентябре там будет готов даже театр, а ведь когда-то особенных детей считали не обучаемыми, мол, зачем им это всё?

Дети-аутисты: дом, в котором

Центр для необычных детей открыли в ноябре 2017 года в здании бывшего училища, расположенного по улице Суворова, 1-А, лит. Б, рядом с остановкой«Судостроительный завод». С ремонтом коридора на первом этаже, крыльца, заменой кровли и пластиковых окон помогли в министерстве образования и науки края. Затем к обустройству присоединились родители и специалисты центра. Не обошлось и без помощи благотворителей. Так появился настоящий дом, где теперь занят каждый уголок.

Экскурсию по центру провела Марина Закирова, начальник учебно-методического отдела. В названии учреждения намеренно не указан возраст, ведь шесть основных обучающих программ здесь рассчитаны для людей разных возрастов – от нуля до трёх лет, от четырёх до 18 и старше.

Часть второго этажа отдана под занятия с подростками. Они обучаются сразу по двум программам, одна из которых «Смогу жить сам», где их учат навыкам самостоятельного проживания. По другой программе «Город особых мастеров» дети осваивают начальные трудовые навыки. Занятия в центре начинаются в девять утра и заканчиваются в три часа дня. Прежде, чем войти в кабинет, дети снимают верхнюю одежду и вешают её на то место, где приклеена фотография ребёнка.

Это система общения с помощью изображений называется PECS (пекс), когда слова заменяются картинками. Она учит ребёнка использовать карточки для просьб и разговора. В кабинете есть необычная мягкая доска, на которой не пишут, а размещают индивидуальные расписания для  ребят.

– Человеку с аутизмом  важно иметь собственное чёткое расписание на весь день. Каждый из пунктов обозначает определённый вид деятельности в течение дня. На самом деле, использование расписания поможет любому ребёнку стать самостоятельным и организованным, не только ребятам с аутизмом, – замечает Марина. – В кабинете есть кухня, где дети готовят для себя еду и моют за собой посуду.

Ученики, которые ходят в центр давно, сами заполняют свои расписания. С десятью ребятами работают два специалиста. Самому младшему Мише 14 лет, а самой старшей девушке Екатерине – около 30 лет. Из центра их забирают родственники или они добираются до дома самостоятельно.

Кроме того, у воспитанников центра теперь есть трёхкомнатная учебно-тренировочная квартира, которую администрация города предоставила в декабре 2018 года. В ней уже закончен ремонт. Подростки будут учиться самостоятельной жизни, как только её оснастят необходимой мебелью и оборудованием.

Жизнь по расписанию

Рядом расположена комната для индивидуальных занятий, где дети также могут отдохнуть. Здесь есть стол со стульями и диван, а также методический материал и игрушки. Вскоре в доме установят пластиковые окна. В кабинете для младших детей от трёх лет до 15 лет есть та же самая доска, а Марина Васильевна описывает день малышей с десяти утра до трёх часов дня.

– Когда дети приходят к нам, то сначала они здороваются, подходят к расписанию на доске и убирают карточку с приветствием в сторону. Потом они идут на занятие, например, к Елене в пятый кабинет, поэтому они берут с собой своё расписание и идут на урок, который обычно длится час. На каждой двери кабинета на уровне глаз ребёнка  прикреплены фотографии с подписанными именами специалистов.

За время, которое ученики проводят в центре, они могут пройти два индивидуальных и три групповых занятия. Обстановка и последовательность событий для каждого особенного малыша должны быть понятными и предсказуемыми. В конце они, к примеру, едят печенье и пьют сок – это приятное подкрепление. При этом они продолжают общаться и взаимодействовать друг с другом. После еды их забирают родители, – продолжает Марина Закирова.

И по такой программе младшие дети занимаются на протяжение пяти недель. К концу первой недели они привыкают и работают по расписанию самостоятельно. В этих группах тоже занимаются до десять человек. И очередь на такие занятия всегда большая, ведь на учёте в центре стоит 600 детей.

Следующий кабинет по арт-терапии оборудован по проекту «Край особых перспектив» при поддержке Фонда Президентских грантов. Выигранные средства также ушли ещё и на обустройство пространства трудовых мастерских (растениеводство, швейное дело, полиграфия, сувениры). Здесь тоже сделан ремонт, закуплены мольберты и материалы для творчества.

В кабинете занимаются родители по программе «Школа для родителей». Обучение детей, мам и пап происходит параллельно друг другу. Ведь поддержка семьи является одним из приоритетных направлений центра. Специалист Валерия, которая работает с родителями, уверена, что сначала  обучать надо именно их. Эта работа в центре проходит при поддержке Фонда Президентских грантов, проект называется «Мы живём на другой глубине».

В противоположной стороне крыла расположен ресурсный кабинет. Здесь у каждого есть своё место для вещей и игрушек. Кабинет состоит из двух частей – игровая и учебная зоны совмещены с кабинетом психолога. С первого сентября здесь будут заниматься дошкольники по программе «Скоро в школу».

На первом этаже расположен кабинет ранней помощи для малышей до трёх лет.

– Главная задача, – говорит Евгения Статина, педагог-психолог, – предупредить развитие вторичных нарушений развития и создать более благоприятную основу для воспитания и обучения ребёнка, его социальной адаптации и всего жизненного развития.

Рядом расположен кабинет для детей с ДЦП.  Здесь стоят различные специальные кресла и ходунки, висят тросы и лежат мягкие маты. В кабинете работает специалист Константин, который проводит индивидуальные и групповые занятия, а также не забывает уделить внимание родителям.

Ещё есть мастерская для занятий кройки и шитья, где стоят манекен, швейные машинки и рулоны тканей. Дети также занимаются на улице, где есть теплица и сад для растениеводства.

Помимо организации «Реальная помощь» в здании расположен офис благотворительного фонда «Счастливое детство» – партнёр центра. Его руководитель Наталья Цирульник ремонтирует зал для театра «Ключ». Актовый зал откроют уже этой осенью.

А вот в соседнем цехе со столярной мастерской ждут оборудования, надо закупить станки, инструменты. Сотрудники центра пишут для этого грант, чтобы потом привлечь отцов к совместному столярному делу. В результате на летней площадке будет построена беседка для проведения занятий с детьми на свежем воздухе.

Бесплатно и с любовью

Все занятия в центре проходят бесплатно, потому что здание является структурным подразделением интерната №5, которая находится в ведомстве министерства образования и науки края.

В центре нет медицинских сотрудников, но в штате работают педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, учитель дополнительного образования, воспитатели и тьюторы. На вопрос, как же дети с особенностями развития обходятся без врачей, Наталья Евтеева пояснила, что у центра налажено плотное взаимодействие с девятой детской больницей. Коллеги Натальи не ставят диагнозы, но проводят психолого-педагогическое обследование детей.

Родителям выдается программа индивидуального обучения, где прописаны основные направления развития и этапы коррекционно-развивающей работы с ребёнком. Этим можно заниматься как в детском саду, так в школе и дома.

Центр готов принять новых учеников и родителей, а также специалистов для обмена опытом. В здании продолжается ремонт, и создаются условия, где каждый хабаровчанин может оказать посильную помощь. А мы продолжим рассказывать об особенных детях, которые с появлением таких центров всё больше приближаются к обычной жизни.

Источник: https://habinfo.ru/deti-autisty-3/

Back To Top